Последствия несвоевременного предоставления отчетов и расчетов в 2015 году

В настоящее время существует множество инструментов в помощь бухгалтерии. Тем не менее, и человеческий фактор, и неполадки в программном обеспечении, и непредвиденные ситуации приводят к нарушениям сроков предоставления отчетности, за которые налогоплательщика могут привлечь (и привлекут) к ответственности контролирующие органы.

Нарушение сроков предоставления отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды, как и любое налоговое и административное «преступление» влечет за собой законодательно установленное «наказание».

Штрафные санкции предусмотрены положениями Налогового кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, а так же законодательством о страховых взносах.

В нашей статье мы рассмотрим финансовые последствия нарушения сроков предоставления налоговых деклараций и расчетов в налоговые органы, а так же отчетности, предоставляемой во внебюджетные фонды.

Непредоставление налоговой декларации/расчета в налоговые органы

Одним из самых распространенных нарушений является непредоставление (несвоевременное) предоставлениедеклараций и расчетов в налоговые органы. За это нарушение инспекция может оштрафовать и организацию и ИП и даже физическое лицо.

В соответствии с положениями п.1 ст.119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета:

  • влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Кроме того, в соответствии со ст.15.5 КоАП, нарушение сроков представления налоговой декларации влечет за собой:

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Однако не за любую декларацию инспекция может оштрафовать в соответствии с положениями 119 статьи НК РФ.

С учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума ВАС РФ №57, ФНС выпустило разъяснения, в которых говорится, что если несвоевременно представлена декларация за отчетный, а не за налоговый период, то применять статью 119 НК РФ некорректно.

Соответственно, за декларации по налогу на прибыль за 1, 2 и 3 кварталы (а так же – помесячные с 1 по 11 месяц), оштрафовать по 119 статье НК РФ нельзя.

Так же не подпадут под 119 статью НК РФ авансовые расчеты по налогу на имущество.

Основания:

Письмо ФНС России от 22.08.2014г. №СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»:

Пунктом 3 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что в соответствии с Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей.

Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Кодекса непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Таким образом, поскольку из взаимосвязанного толкования пункта 3 статьи 58 Кодекса и пункта 1 статьи 80 Кодекса следует разграничение двух самостоятельных документов – налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной статьей 119 Кодекса ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.

При нарушении сроков предоставления авансовых расчетов и деклараций ответственность предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ:

  • Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В случае несвоевременного предоставления справок 2-НДФЛ, так же применяется п.1 ст.126 НК РФ, т.е. придется заплатить по 200 рублей за каждую справку.

А вот за несвоевременное предоставление декларации по форме 3-НДФЛ, в случае, когда налогоплательщик – физическое лицо обязан ее предоставить, оштрафуют по 119 статье.

Кроме тех случаев, когда НДФЛ выплачивают и, соответственно, отчитываются физические лица в силу закона, причиной штрафов могут послужить даже копеечные суммы, с которых налоговый агент просто «забыл» удержать НДФЛ.

И в этом случае совершенно неважно, что Вы об этом могли даже не догадываться (налоговый агент должен Вас об этом уведомить, так же как и налоговую, но далеко не всегда это делает).

В соответствии с пп.4 п.1 ст.228 НК РФ, физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, – должны производить исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм таких доходов.

При этом, тот факт, что налогоплательщик понятия не имеет о возникновении у него такой обязанности – не является основанием для освобождения от ответственности.

Об этом туманно намекает Минфни в своем Письме от 10.06.2013г. №03-04-05/21472:

«В соответствии с п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Пунктом 5 ст. 226 Кодекса установлено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

При этом обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц, а также по представлению налоговой декларации в отношении доходов, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, в соответствии с пп.4 п.1 ст.228 и п.1 ст.229 Кодекса, возлагается на самого налогоплательщика.

Таким образом, в силу п.1 ст.209 и пп.4 п.1 ст.228 Кодекса обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц должно исполнить лицо, получившее доход.

Налоговый орган, привлекая налогоплательщика к налоговой ответственности, должен доказать факт нарушения законодательства и выяснить, в результате каких виновных действий (бездействия) налогоплательщика были допущены нарушение либо неуплата налога.

Статьей 109 Кодекса установлено, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом ст. 111 Кодекса устанавливает обстоятельства, которые исключают вину лица в совершении налогового правонарушения.

Следовательно, при решении вопроса о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения необходимо учитывать наличие состава налогового правонарушения с учетом положений, установленных ст. ст. 109 и 111 Кодекса.

В случае если физическое лицо не было в установленном порядке проинформировано налоговым агентом о невозможности удержания им соответствующей суммы налога, то вопрос о его привлечении к ответственности за неуплату налога и непредставление налоговой декларации должен быть рассмотрен с учетом наличия вины.

В соответствии с п. 2 ст. 75 Кодекса сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

За несвоевременную уплату налога в бюджет пени взыскиваются с того субъекта налоговых правоотношений, на кого возложена обязанность по уплате налога.»

Необходимо отметить, что статьей 111 НК РФ установлен перечень обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

  1. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  2. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  3. выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.
  4. иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Вышеуказанный перечень, несмотря на 4 пункт, многими представителями налоговых органов считается «закрытым». И налогоплательщиков, не предоставивших декларацию 3-НДФЛ из-за отсутствия информации, штрафуют под эгидой «незнание не освобождает от ответственности».

Что можно посоветовать в данном случае физическому лицу? Просите справку 2-НДФЛ от любой компании, выплатившей Вам доход – по данным, в ней представленным, можно отследить, был ли удержан НДФЛ с этого дохода.

Непредоставление отчетности по взносам в ФСС

При несвоевременном предоставлении отчетности по страховым взносам по форме 4-ФСС, фонд оштрафует дважды, как за два отчета – так как штрафные санкции по двум разным типам сведений предусмотрены двумя разными федеральными законами.

1.     За Раздел 1 «Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенным расходам»:

Согласно п.1 ст.46 закона №212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ,непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа:

  • в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного(расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2.     за Раздел 2 «Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения»:

В соответствии с п.1 ст.19 закона №125-ФЗ от 24.07.1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», непредставление страхователем в срок установленной отчетности страховщику в срок до 180 дней, влечет взыскание штрафа:

  • в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Если же отчетность не предоставлялась более 180 календарных дней по истечении установленного законом срока, то сумма штрафа составит:

  • 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности плюс 10% суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня. Штраф не может быть меньше 1 000 рублей.

Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Страхователь несет ответственность за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для назначения застрахованным обеспечения по страхованию. В случае недостоверности указанных страхователем сведений излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.

Привлечение к административной ответственности за нарушения требований настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п.2 ст.15.33 КоАП РФ, нарушение установленных законодательством РФ о страховых взносахсроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Несвоевременное предоставление отчетности по взносам в ПФР и ФОМС, включая сведения персонифицированного учета

Если организация несвоевременно предоставила отчетность по форме РСВ-1 в ПФР, то ей придется нести ответственность за данное правонарушение, предусмотренную п.1 ст.46 закона №212-ФЗ.

Штрафные санкции составят:

  • 5% от суммы взносов на пенсионное и медицинское страхование, начисленной к уплате по «припозднившемуся» расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода*, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен.

При этом штраф не может:

  • превышать 30% сумм страховых взносов, начисленных к уплате по несвоевременно представленному расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода*;
  • составлять сумму меньше 1000 руб.

*Квартал, полугодие, девять месяцев, год.

Напомним, что предусмотренные ст.17 Закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений, штрафные санкции:

  • в виде взыскания 5 % от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и/или недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

начиная с отчетности за 1 квартал 2014г. не взыскивается за исключением двух случаев. Они описаны в Письме Минтруда России от 04.04.2014г. №17-3/В-138 «О штрафах за нарушения при подаче РСВ-1»:

«По нашему мнению, учитывая принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения, недопустимо дважды привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а именно за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный Федеральным законом №212-ФЗ срок.

В связи с этим за несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР, начиная с I квартала 2014 года, к плательщикам страховых взносов применяются только санкции, предусмотренные статьей 46 Федерального закона №212-ФЗ.

Что касается упомянутых в статье 17 Федерального закона №27-ФЗ штрафных санкций к плательщикам страховых взносов, то, по нашему мнению, такие санкции применяются за представление с нарушением установленных сроков сведений индивидуального (персонифицированного) учета за прошлые отчетные периоды, то есть за периоды до 2014 года, когда такие сведения являлись отдельной отчетностью, представляемой в ПФР.

Вместе с тем в случае представления плательщиками неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в составе новой объединенной формы РСВ-1 ПФР нормы статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ применяются в полном объеме.

При этом взыскание суммы штрафа, а также определение неполноты и (или) недостоверности указанных сведений производится в судебном порядке.»

Административная ответственность должностных лиц так-же составляет от 300 до 500 рублей согласно п.2 ст.15.33 КоАП РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *